Педагогическим работникам

31.05.2018
Личная страница педагога в соцсети: цель, приватность и общие правила поведения.

Если вы зарегистрированы хотя бы в одной социальной сети, вы знаете: любая соцсеть – это живая, очень подвижная площадка, на которой вы встречаете разных людей, находите единомышленников, доносите важную информацию до своих знакомых, получаете щедрую обратную связь по каждому высказанному вами слову. Подчас соцсети насколько удобны, настолько же и опасны: здесь ежеминутно можно спровоцировать спор, скандал, услышать в свой адрес оскорбление, в редких случаях даже скомпрометировать себя и свою профессию. Чтобы всего этого с вами не произошло, достаточно двух вещей – разумного управления собственным аккаунтом и следования простым правилам коммуникации в социальной сети.

Управляйте вашим аккаунтом

Чисто технически завести личную страницу в соцсети – пара пустяков, хватит пяти минут. Однако прежде всего советуем вам определиться, какой будет ваша страница, для чего она создается и, соответственно, по каким правилам будет выстраиваться коммуникация. Определите цель ведения страницы. Честно ответьте себе на вопрос: что именно вы хотите получить от общения в данной соцсети? Теплые дружеские беседы на личные темы? Признание коллег и площадку для демонстрации вашего профессионализма? А может быть, вы завели страницу для саморекламы, чтобы родители хотели отдать к вам в класс детей? Все эти цели одинаково хороши, главное – понять, какая из них ваша. Откажитесь от многозадачности. Как бы заманчиво это ни звучало, не пытайтесь одним аккаунтом «убить всех зайцев». Крайне сложно вести личную страницу так, чтобы и вам, и чиновнику из Минобра, и бывшим одноклассникам, и ученикам-подросткам было на ней одинаково комфортно. Придется настраивать приватность для каждого своего поста, открывая его для одних групп и закрывая для других, это сложно и чревато очень неловкими ошибками. Если вам хочется собрать в одной социальной сети всех своих знакомых и общаться с ними в разном ключе, создавайте закрытые группы и сообщества, но не пытайтесь поместить все эти типы коммуникации только на своей личной странице. Определите круг общения. В зависимости от того, зачем создана ваша страница, определите круг общения: кого вы принимаете в друзья? кому оставляете возможность быть подписчиками без права комментирования? а кто вообще не будет видеть ничего из того, что происходит на вашей странице? Только вы решаете, кого принимать в друзья, и в зависимости от того, насколько однороден круг ваших подписчиков, вам придется больше или меньше требовать от вашей сети. Настройте приватность. Итак, с друзьями определились, а смогут ли все остальные видеть ваши записи? Обычно в соцсетях вам предлагается на выбор одна из степеней приватности: Страница доступна только вам. Такой подход исключает общение само по себе: вы пишете, вы же и читаете свои записи. При такой настройке вы используете соцсеть как личный ежедневник и вам нечего бояться, что кто-то его прочтет. Страница доступна только друзьям – тем, кого вы включите в список друзей. Достаточно высокая степень защиты, однако учтите, что для каждого нового друга становятся открытыми не только текущие, но и все предыдущие ваши записи. Страница доступна друзьям и их друзьям. Эта настройка позволит расширить круг общения. О вас могут узнать люди, с которыми вы знакомы через одно-два рукопожатия. Страница открыта для всех. Это рисковый выбор, но он может быть полезен, если вы используете аккаунт как средство демонстрации своих профессиональных достижений, часто участвуете в конкурсах и не против, чтобы каждый человек мог узнать о ваших успехах. Установите правила поведения. Всех, кто имеет доступ к вашей личной странице, нужно предупредить о том, что можно и чего нельзя делать на вашей странице. Обычно свод правил помещается на вашу страницу в виде «верхнего поста», чтобы каждый зашедший на вашу страницу мог с ними ознакомиться. Правила каждый определяет сам, но наиболее частые ограничения связаны: с публичными оскорблениями вас и других участников диалога; использованием бранных слов; резкими негативными высказываниями в адрес любой национальности, этнической группы, государства, конфессии; публикациями в комментариях к вашим записям фото и видео сексуального характера; пропагандой насилия.

Моральный кодекс учителя

Иногда нам кажется, что социальная сеть – это своего рода альтернативная реальность. На самом деле это всего лишь отражение реальности, а значит, в соцсетях действуют примерно те же законы коммуникации: быть вежливыми, не грубить, не переходить на личности при обсуждении того или иного явления. Но учитель – профессия повышенной ответственности, поэтому при общении в соцсетях, как и при «живом» общении, для педагогов действует ряд особых правил, своеобразный моральный кодекс. Мы уверены, что вы неукоснительно следуете этому кодексу в жизни. Важно не забывать следовать ему и в соцсетях, причем не только на вашей личной странице, но и в любом сообществе, на странице у любого друга или подписчика. Общайтесь сообразно своему статусу. Педагог для ученика крайне значимый человек, воздействующий личным примером. Не позволяйте себе обижать, оскорблять, допускать резкие высказывания в адрес третьих лиц – ведь ваши ученики могут случайно прочитать любые ваши комментарии в любых группах. Будьте моральным ориентиром. Мы уверены, что вы ни за что не будете публиковать где-либо в соцсети свои фотографии, в той или иной степени вас компрометирующие. Алкоголь, курение, фривольное поведение, «опасный» юмор – это не те вещи, которые к лицу педагогу, даже если это его личный аккаунт, созданный только для друзей. Если верить теории о шести рукопожатиях, то любой ваш друг сможет через нескольких знакомых поделиться компрометирующими материалами с вашими коллегами, начальством или родителями ваших учеников. Уважайте тайны ваших учеников. Бывает, некоторыми материалами с уроков очень хочется поделиться: смешные или глупые ошибки, забавная переписка между учеником и учителем, карикатура, записка и т. д. С одной стороны, вам никто не может запретить поделиться этими «сокровищами» со своими друзьями в соцсетях. С другой – подумайте о ребенке, который случайно встретит свою ошибку на просторах Рунета, да еще с длинным «прицепом» из издевательских комментариев. Пожалейте его чувства: не публикуйте результатов его работы без согласия. Не сплетничайте. Конечно, никому не следует рассказывать третьим лицам чьи-то секреты и обсуждать подробности чужой личной жизни. Но с педагогами дело обстоит еще серьезнее: бывает, что вам доверяют свои тайны и сами дети, и их родители, вам известно многое о том, что происходит в их семье, на работе и т. д. В соцсетях не место этим тайнам. К тому же не стоит пересказывать во всех подробностях ваши диалоги с учениками и родителями: даже если вы не будете называть имен, участники событий в таком случае мгновенно восстанавливаются, а вы оказываетесь в не слишком хорошем положении. Не критикуйте других педагогов. Это в принципе некорректно – давать негативную оценку труду представителю вашего профессионального сообщества. К тому же ваши откровенные высказывания могут испортить ваши отношения с коллегами. Разумеется, вы можете быть «представителем другой школы», «придерживаться другого мнения», «выбирать другие методы» – подобные формулировки говорят о вас, а не о ваших коллегах. Это вполне уместно как в реальном общении, так и в соцсетях.

Общаться ли с учениками в соцсетях?

В соцсети, как и в жизни: только вы решаете, кого добавлять в друзья. Найдутся педагоги, которым сама идея дружить в соцсети с учениками покажется провальной: они увидят меня в другом качестве, будут донимать вопросами по поводу уроков, да и вообще, в школе мы друг на друга и так достаточно насмотрелись. Однако опыт многих педагогов-блогеров, чьи аккаунты собирают тысячи подписчиков – бывших учеников, показывает: при соблюдении основных правил коммуникативной «гигиены» личный аккаунт учителя в социальной сети может стать важнейшим ресурсом – и для него, и для его учеников. Через дружбу с учителем в соцсетях ученики могут обмениваться полезной образовательной информацией, организовывать встречи, собирать аудиторию для лекций и других мероприятий, поддерживать теплые отношения после выпуска из школы. Таким образом, вы становитесь ключевой фигурой, вокруг которой формируется сплоченная команда учеников – бывших и теперешних. Для вас дружба с учениками тоже может стать поддерживающим ресурсом: пройдет несколько лет, а вы будете знать, как идут дела у ваших учеников, в чем они преуспели, как устроили свою жизнь. Это ли не главное выражение вашего профессионального успеха? В конце концов, если когда-нибудь вам станет очень грустно, пропадет вера в свои силы, вы сможете просто задать на своей странице вопрос: друзья, бывшие ученики, напомните мне, что было в нашей совместной работе хорошего? Вот увидите, найдется много ярких, воодушевляющих случаев, которые вам с радостью напомнят.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/lichnaya-stranitsa-uchitelya/